Зрительница Анна:
«Дон Жуан, или каменный пир» не оставил меня равнодушной, и я бы хотела написать отзыв. Меня предупредили, что этот спектакль будет от части тяжёлый, а потом я узнала и его трагичную историю. Тем не менее, смотреть это было удовольствием, актёры своей игрой и проживанием персонажей сделали этот спектакль незабываемым.
Хотелось бы пройтись по некоторым частностям. Это получилась комедия с оттенками трагедии. Сквозь явно комедийные элементы просачивалсь тяжесть. В том смысле, что спектакль более чем ярко показывает порочность главного героя произведения Мольера. Мольер всё-таки оставляет после себя легкость. А спектакль, скорее, ставит приговор Дон Жуану. В общем, Дон Жуан предстает перед нами личностью достаточной инфернальной, одиозной, этот Дон Жуан - мрачный дьявольский смех, который эхом отдается в самой огненной гиене. Внешность у него на самом дела благороднее, чем его герой, можно сказать, прямо-таки героическая, от части и эпическая. Вообще, в какой-то момент мы с подругой даже жалели, что не взяли скетчбук. Иногда он встанет в какую-нибудь по позу, замрет - и все тут, максимальное эстетическое наслаждение, очень хочется нарисовать.
Отдельное внимание заслуживает Сганарель. Слуга всегда как бы отражение своего хозяина, точнее, он сам - та поверхность, на которой лучше всего видна натура господина. При том при всем именно слуги могут беспрестрасинее всего судить о господине, потому что он себе отдаёт чистосердечный отчет в том, кому он служит, он видит душу господина насквозь и может как на операционном столе расчленить все его грехи и понять, какой вред они приносят. Именно таким я вижу Сганареля. А еще он самый, как по мне, душевный персонаж, как будто бы он единственный, кто не заключает сделки с судьбой. Прелесть этого героя в том, что пытается весьма аккуратно намекнуть Дон Жуану, что он ведет себя как не самый лучший человек. Он не давит никак, а весьма ловко может вставить словечко, осуждающее Дон Жуана. Что интересно, это еще и смешивается со страхом слуги получить парочку ударов по голове от «сударя» за свое излишную дерзость. Но отношения Дон Жуана и Сганареля поразительны. Со стороны Дон Жуана есть некоторый интерес к своему слуга, это как бы его соратник, и актер очень замечательно показывает их взаимодействия. Сганарель в принципе сама непосредственность, акетр все время вытворяет какое-то, выражусь так, шалости. Возможно, как слуга Сганарель позволяет себе больше, чем его слуга, и это видно по их игре. К тому же, Сганарель в моменты накаленного духовного состояния Дон Жуана был единственным, кто его усмирял, примерял, успокаивал. Он не раз обнимал уже обессилевшего после эмоциональной грозы Дон Жуаны, в этом даже проявлялась некоторое материнство, если можно так сказать. Абсолютно обезумивший Дон Жуан после очередного мощного монолога - и на контрасте спокойный и сочувствующий Сганарель. Пожалуй, этот персонаж мне запомнился больше всех. Возможно, так случилось именно потому, что Сганареля играет художественный руководитель спектакля.
Отдельного внимания заслуживает то, как в спектакле показали отношения Дон Жуана с женщинами. Пожалуйста, этот аспект главный в жизни Дона Жуана. Тут великолепно показана донья Эльвира, образ развивающейся и динамический, от пластики актрисы, от накала страстей, которые слышны в ее голосе и в движениях, и до образ, ее внешнего вида. Абсолютно гармоничный образ. На сцене она появляется внезапно, как удар судьбы для Дон Жуана. Она появляется в черном платье, из под которого виднеется красные кружева. Сначала не понимаешь, зачем? Оно точно должно быть видно из-под платья? А потом внезапная и весьма эротическая сцена. При этом все становится красным, и это страшный цвет страсти и греха, тут Эльвара виновата не меньше, чем Дон Жуан, хотя можно ли обвинить ее? Она была обольщена светским франтом, ради этой любви она предала себя и ушла от Бога, и это была ее отчаянная попытка не признавать себе, что она совершила ошибку. Ее мучает совесть, но дьявольская, соблазнительная сила Дон Жуана была сильнее. А потом мы видим, как актриса абсолютно бесподобно показывает, как внутри Эльвире разбивается все, как он падает, и падает во всех смыслах: не только физически, но и нравственно. Окончательно и бесповоротно она разбита и унижена. Потом Эльвира появляется только в конце, она уже в белом платье. Внешне она - уже не та взбешенная и обиженная женщина, которая требует получить свою любовь, она - смиренный дух, в сердце которого нет обиды, она вся - образ христианского прощения и любви. Эльвира в конце олицетворяет собой жертву во имя любви, во имя спасения другого человека, близкого. Она не была любима, но сама она любила настолько сильно, что единственным выходом стала жертва. Все эти чувства актриса передает взглядом, движениями, просто своей позой - это поразительно мастерство. А в конце спектакля она остается с Дон Жуаном. Он уже умер, а она садится рядом с ним, берет его за руку, вся несчастная и любящая, как символ женской преданности, которая сохранится даже после смерти. И это очень красиво, когда греховный и весь в черном Дон Жуана, точнее уже его телесная оболочка, приласкана светлым духом. Несомненно, то, что Эльвира в легком белом платье значит, что она тоже умерла. В финальной сцене соединяется падший дух с возрожденной душой. Хотя, что мне не дает покоя, как умерла Эльвара? Бог ли забрал её душу или она совершила самоубийство, что является самым непростительным грехом, такой грех страшнее, чем все то, что совершил Дон Жуан.
Есть еще две замечательные девушки - Шарлотта и Матюрина. Она - те самые жертвы Дон Жуана, которые страдают от его обольстительных сетей каждый день.
Для начала хочу отметить сцену с Шарлоттой и Пьером. Очень колоритная сцена. Бедный Пьеро! Честный простой парень, а Шарлотта та еще кокетка, и это кокетство - врождённая черта женщина, правда, здесь это приправлено крестьянской простотой и теми вольностями, которые себе позволяют обычные люди их положения. Я искренне посмеялась, когда Шарлотта на просьбы и возмущения Пьеро ответила тем, что начала его бить огромной плюшевой рыбой. Некоторая гиперболизированность происходящего показывает всю нелепость ситуации. Но, пожалуй, за весь спектакль это была самая светлая и веселая сцена. Когда эти рыбы только появились, я сразу начала предчувствовать неладное.
А потом был поразительный по красоте и пластике актеров момент, как Дон Жуан обманывает двух несчастных девушек, Шарлотту и Матюрину. Дон Жуан обольщает их обоих от "делать нечего", просто потому, что может, и вообще совращать женские натуры - его, скажем так, его предназначение. И это показано весьма откровенно, а потому сильно. Показывает сущность поступков Дон Жуана без прикрас. Он ловко снимает с них платья, тем самым как бы их обесчестивая, и девушки, получается, уже отдали ему себя. Вся сцена совращения и очередного падения несчастных душ из-за гедонизма и безнравственности Дон Жуана показана через танец. Это было завораживающе.
Также не могу не отметить монолог Дон Жуана про лицемерия. Это в принципе можно считать кульминационном момент в развитии главного героя. Этот монолог как бы оправдывает героя перед зрителем( впрочем, как и перед читателем, ибо эта сцена была как ожившие стороны комедии Мольера), объясняет его. А произнесено это с такой силой, что монолог может стать и обвинительным приговором для зрителя, который после такого перфоманса обязан задуматься: а сам ли он не такой? Дон Жуан, в чем стоит отдать ему честь, не кривит душой перед собой, он верен своей "идеологии" и доходит в этом до совершенства, если можно так сказать. Он признается себе в том, что делает, то есть подлецом его назвать нельзя. Да, он лицемер, но он лицемер со своеобразной честью.
Подтверждением того, что эта философия Дон Жуана "рабочая", является сцена, где он так красноречиво признается отцу, что показался. Он заслужил прощение отца, это ему ничего не стоило. А всего-то лишь стоит полицемерить. Этот момент сама по себе заставляет затаить дыхание. На секунду зритель даже верит, что Дон Жуан близок к раскаянию. Уж слишком искренним он кажется, но все это - мираж погрязшей в грехе натуры.
Еще одна из моих любимых сцен - это встреча Дон Жуана с братьями Эльвиры. Эти встреча, как по мне, построена на антитезе. С одной стороны - полная пропасть греха, с другой - пример дворянской чести. Дон Карлос может показаться излишне пафосным, высокопарным, несколько идеалистом. Но! Все-таки Мольер писал в классицизме, а такие правильные герои типичны для классицизма. Они изображают идеал, к которому надо стремиться. А все такие "Доны Карлосы" несколько, на наш современный взгляд, неестественный. Но нет. Дон Карлос именно такой, какой и должен быть: блюдет дворняскую честь, не придает свои принципы, присущие истинно благородному человеку. Кодекс чести для него важнее всего, возможно, даже и простой человеческой логики. За спасённую жизнь он отвечает тоже спасенной жизни. Он приставляет шпагу к шее своего брата, тем самым защищая Дон Жуана - и этим Дон Карлос показывает силу своего характера. Он понимает, что один день ничего не исправит, прощать то ужасное, которое совершил Дон Жуан над его сестрой, он прощать не будет. И нет сомнений, что он убил бы Дон Жуана на следующий день.
Кстати, очень контрастно выглядят рассудительный Дон Карлос и его вспыльчивый брат. И гнев и раздражение брата абсолютно понятны. Эта их ссора весьма эффектна. В какой-то момент зрителю хочется поддержать брата Дона Карлоса, потому что Дон Жуан, без сомнений, заслуживает наказания.
И получить его он мог бы от справедливой руки тех, кому он нанес такое ужасное оскорбление.
Хотелось бы сказать пару слов и про командора. Его роль беззмолвна, но в этом безмолвии - вся исполинская величина этой фигуры. Долго время он сидит в углу на кресле, иногда подсвечиваясь и становясь багрово-красным, иногда погружась во тьму. Я это воспринимаю как символ Дамоклова меча, нависающего над Дон Жуана. Это своего рода судьба, рок, если хотите, кара за все прегрешения, дух расплаты, который витает над Дон Жуаном, следить за ним. Пугающая молчаливая фигура. Действительно статуя, сделанная из мрамора.
В самом конце, когда Дон Жуан расплатился за все, что успел сотворить, на сцене остается один Сганарель. Эта сцена и комична, и в то же время вызывает жалость к бедному слуге. Ни с чем остался он один, потому что нет больше господина, который бы выплатил ему жалованье. Все-таки Сганарель - обычный человек со своими страстями. И все-таки человек он не самый плохой. Он как минимум способен на преданностью. К слову, ещё один слуга Дон Жуана, Рогатен, тоже абсолютно очаровательный герой. Забавный, явно не добросовестно исполняющий свои обязанности, а потому весьма наплевательски относился к своему положению. И все-таки мне он понравился, персонаж презабавный.
Я безмерно рада, что посмотрела этот спектакль! Спасибо актерам, что смогли показать такую великолепную историю. Я в абсолютном восторге! Благодарю всех, кто смог сделать этот спектакль таким, каким я его увидела! Это потрясающе! Для меня было отдельным удовольствием разбирать этот спектакль, чтобы написать этот отзыв! Спектакль, пробуждающий к деятельной творческой работе после просмотра, действительно наполняет зрителя чувством эстетического экстаза.
«Дон Жуан, или каменный пир» не оставил меня равнодушной, и я бы хотела написать отзыв. Меня предупредили, что этот спектакль будет от части тяжёлый, а потом я узнала и его трагичную историю. Тем не менее, смотреть это было удовольствием, актёры своей игрой и проживанием персонажей сделали этот спектакль незабываемым.
Хотелось бы пройтись по некоторым частностям. Это получилась комедия с оттенками трагедии. Сквозь явно комедийные элементы просачивалсь тяжесть. В том смысле, что спектакль более чем ярко показывает порочность главного героя произведения Мольера. Мольер всё-таки оставляет после себя легкость. А спектакль, скорее, ставит приговор Дон Жуану. В общем, Дон Жуан предстает перед нами личностью достаточной инфернальной, одиозной, этот Дон Жуан - мрачный дьявольский смех, который эхом отдается в самой огненной гиене. Внешность у него на самом дела благороднее, чем его герой, можно сказать, прямо-таки героическая, от части и эпическая. Вообще, в какой-то момент мы с подругой даже жалели, что не взяли скетчбук. Иногда он встанет в какую-нибудь по позу, замрет - и все тут, максимальное эстетическое наслаждение, очень хочется нарисовать.
Отдельное внимание заслуживает Сганарель. Слуга всегда как бы отражение своего хозяина, точнее, он сам - та поверхность, на которой лучше всего видна натура господина. При том при всем именно слуги могут беспрестрасинее всего судить о господине, потому что он себе отдаёт чистосердечный отчет в том, кому он служит, он видит душу господина насквозь и может как на операционном столе расчленить все его грехи и понять, какой вред они приносят. Именно таким я вижу Сганареля. А еще он самый, как по мне, душевный персонаж, как будто бы он единственный, кто не заключает сделки с судьбой. Прелесть этого героя в том, что пытается весьма аккуратно намекнуть Дон Жуану, что он ведет себя как не самый лучший человек. Он не давит никак, а весьма ловко может вставить словечко, осуждающее Дон Жуана. Что интересно, это еще и смешивается со страхом слуги получить парочку ударов по голове от «сударя» за свое излишную дерзость. Но отношения Дон Жуана и Сганареля поразительны. Со стороны Дон Жуана есть некоторый интерес к своему слуга, это как бы его соратник, и актер очень замечательно показывает их взаимодействия. Сганарель в принципе сама непосредственность, акетр все время вытворяет какое-то, выражусь так, шалости. Возможно, как слуга Сганарель позволяет себе больше, чем его слуга, и это видно по их игре. К тому же, Сганарель в моменты накаленного духовного состояния Дон Жуана был единственным, кто его усмирял, примерял, успокаивал. Он не раз обнимал уже обессилевшего после эмоциональной грозы Дон Жуаны, в этом даже проявлялась некоторое материнство, если можно так сказать. Абсолютно обезумивший Дон Жуан после очередного мощного монолога - и на контрасте спокойный и сочувствующий Сганарель. Пожалуй, этот персонаж мне запомнился больше всех. Возможно, так случилось именно потому, что Сганареля играет художественный руководитель спектакля.
Отдельного внимания заслуживает то, как в спектакле показали отношения Дон Жуана с женщинами. Пожалуйста, этот аспект главный в жизни Дона Жуана. Тут великолепно показана донья Эльвира, образ развивающейся и динамический, от пластики актрисы, от накала страстей, которые слышны в ее голосе и в движениях, и до образ, ее внешнего вида. Абсолютно гармоничный образ. На сцене она появляется внезапно, как удар судьбы для Дон Жуана. Она появляется в черном платье, из под которого виднеется красные кружева. Сначала не понимаешь, зачем? Оно точно должно быть видно из-под платья? А потом внезапная и весьма эротическая сцена. При этом все становится красным, и это страшный цвет страсти и греха, тут Эльвара виновата не меньше, чем Дон Жуан, хотя можно ли обвинить ее? Она была обольщена светским франтом, ради этой любви она предала себя и ушла от Бога, и это была ее отчаянная попытка не признавать себе, что она совершила ошибку. Ее мучает совесть, но дьявольская, соблазнительная сила Дон Жуана была сильнее. А потом мы видим, как актриса абсолютно бесподобно показывает, как внутри Эльвире разбивается все, как он падает, и падает во всех смыслах: не только физически, но и нравственно. Окончательно и бесповоротно она разбита и унижена. Потом Эльвира появляется только в конце, она уже в белом платье. Внешне она - уже не та взбешенная и обиженная женщина, которая требует получить свою любовь, она - смиренный дух, в сердце которого нет обиды, она вся - образ христианского прощения и любви. Эльвира в конце олицетворяет собой жертву во имя любви, во имя спасения другого человека, близкого. Она не была любима, но сама она любила настолько сильно, что единственным выходом стала жертва. Все эти чувства актриса передает взглядом, движениями, просто своей позой - это поразительно мастерство. А в конце спектакля она остается с Дон Жуаном. Он уже умер, а она садится рядом с ним, берет его за руку, вся несчастная и любящая, как символ женской преданности, которая сохранится даже после смерти. И это очень красиво, когда греховный и весь в черном Дон Жуана, точнее уже его телесная оболочка, приласкана светлым духом. Несомненно, то, что Эльвира в легком белом платье значит, что она тоже умерла. В финальной сцене соединяется падший дух с возрожденной душой. Хотя, что мне не дает покоя, как умерла Эльвара? Бог ли забрал её душу или она совершила самоубийство, что является самым непростительным грехом, такой грех страшнее, чем все то, что совершил Дон Жуан.
Есть еще две замечательные девушки - Шарлотта и Матюрина. Она - те самые жертвы Дон Жуана, которые страдают от его обольстительных сетей каждый день.
Для начала хочу отметить сцену с Шарлоттой и Пьером. Очень колоритная сцена. Бедный Пьеро! Честный простой парень, а Шарлотта та еще кокетка, и это кокетство - врождённая черта женщина, правда, здесь это приправлено крестьянской простотой и теми вольностями, которые себе позволяют обычные люди их положения. Я искренне посмеялась, когда Шарлотта на просьбы и возмущения Пьеро ответила тем, что начала его бить огромной плюшевой рыбой. Некоторая гиперболизированность происходящего показывает всю нелепость ситуации. Но, пожалуй, за весь спектакль это была самая светлая и веселая сцена. Когда эти рыбы только появились, я сразу начала предчувствовать неладное.
А потом был поразительный по красоте и пластике актеров момент, как Дон Жуан обманывает двух несчастных девушек, Шарлотту и Матюрину. Дон Жуан обольщает их обоих от "делать нечего", просто потому, что может, и вообще совращать женские натуры - его, скажем так, его предназначение. И это показано весьма откровенно, а потому сильно. Показывает сущность поступков Дон Жуана без прикрас. Он ловко снимает с них платья, тем самым как бы их обесчестивая, и девушки, получается, уже отдали ему себя. Вся сцена совращения и очередного падения несчастных душ из-за гедонизма и безнравственности Дон Жуана показана через танец. Это было завораживающе.
Также не могу не отметить монолог Дон Жуана про лицемерия. Это в принципе можно считать кульминационном момент в развитии главного героя. Этот монолог как бы оправдывает героя перед зрителем( впрочем, как и перед читателем, ибо эта сцена была как ожившие стороны комедии Мольера), объясняет его. А произнесено это с такой силой, что монолог может стать и обвинительным приговором для зрителя, который после такого перфоманса обязан задуматься: а сам ли он не такой? Дон Жуан, в чем стоит отдать ему честь, не кривит душой перед собой, он верен своей "идеологии" и доходит в этом до совершенства, если можно так сказать. Он признается себе в том, что делает, то есть подлецом его назвать нельзя. Да, он лицемер, но он лицемер со своеобразной честью.
Подтверждением того, что эта философия Дон Жуана "рабочая", является сцена, где он так красноречиво признается отцу, что показался. Он заслужил прощение отца, это ему ничего не стоило. А всего-то лишь стоит полицемерить. Этот момент сама по себе заставляет затаить дыхание. На секунду зритель даже верит, что Дон Жуан близок к раскаянию. Уж слишком искренним он кажется, но все это - мираж погрязшей в грехе натуры.
Еще одна из моих любимых сцен - это встреча Дон Жуана с братьями Эльвиры. Эти встреча, как по мне, построена на антитезе. С одной стороны - полная пропасть греха, с другой - пример дворянской чести. Дон Карлос может показаться излишне пафосным, высокопарным, несколько идеалистом. Но! Все-таки Мольер писал в классицизме, а такие правильные герои типичны для классицизма. Они изображают идеал, к которому надо стремиться. А все такие "Доны Карлосы" несколько, на наш современный взгляд, неестественный. Но нет. Дон Карлос именно такой, какой и должен быть: блюдет дворняскую честь, не придает свои принципы, присущие истинно благородному человеку. Кодекс чести для него важнее всего, возможно, даже и простой человеческой логики. За спасённую жизнь он отвечает тоже спасенной жизни. Он приставляет шпагу к шее своего брата, тем самым защищая Дон Жуана - и этим Дон Карлос показывает силу своего характера. Он понимает, что один день ничего не исправит, прощать то ужасное, которое совершил Дон Жуан над его сестрой, он прощать не будет. И нет сомнений, что он убил бы Дон Жуана на следующий день.
Кстати, очень контрастно выглядят рассудительный Дон Карлос и его вспыльчивый брат. И гнев и раздражение брата абсолютно понятны. Эта их ссора весьма эффектна. В какой-то момент зрителю хочется поддержать брата Дона Карлоса, потому что Дон Жуан, без сомнений, заслуживает наказания.
И получить его он мог бы от справедливой руки тех, кому он нанес такое ужасное оскорбление.
Хотелось бы сказать пару слов и про командора. Его роль беззмолвна, но в этом безмолвии - вся исполинская величина этой фигуры. Долго время он сидит в углу на кресле, иногда подсвечиваясь и становясь багрово-красным, иногда погружась во тьму. Я это воспринимаю как символ Дамоклова меча, нависающего над Дон Жуана. Это своего рода судьба, рок, если хотите, кара за все прегрешения, дух расплаты, который витает над Дон Жуаном, следить за ним. Пугающая молчаливая фигура. Действительно статуя, сделанная из мрамора.
В самом конце, когда Дон Жуан расплатился за все, что успел сотворить, на сцене остается один Сганарель. Эта сцена и комична, и в то же время вызывает жалость к бедному слуге. Ни с чем остался он один, потому что нет больше господина, который бы выплатил ему жалованье. Все-таки Сганарель - обычный человек со своими страстями. И все-таки человек он не самый плохой. Он как минимум способен на преданностью. К слову, ещё один слуга Дон Жуана, Рогатен, тоже абсолютно очаровательный герой. Забавный, явно не добросовестно исполняющий свои обязанности, а потому весьма наплевательски относился к своему положению. И все-таки мне он понравился, персонаж презабавный.
Я безмерно рада, что посмотрела этот спектакль! Спасибо актерам, что смогли показать такую великолепную историю. Я в абсолютном восторге! Благодарю всех, кто смог сделать этот спектакль таким, каким я его увидела! Это потрясающе! Для меня было отдельным удовольствием разбирать этот спектакль, чтобы написать этот отзыв! Спектакль, пробуждающий к деятельной творческой работе после просмотра, действительно наполняет зрителя чувством эстетического экстаза.