Наш сайт использует cookie
Наш сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. С политикой конфиденциальности можно ознакомиться здесь.
Наш сайт использует cookie
Настройки
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены. Другие файлы cookie можно настроить
Обязательные cookies
Всегда включен. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться веб-сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка параметров конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Аналитические cookies
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используются наши веб-сайты или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или чтобы помочь нам настроить наши веб-сайты под вас. Мы используем Яндекс.Метрику и VK pixel
Пресса

Старая пьеса... на старый лад

Рецензия Юрия ФРИДШТЕЙНА

Cомнительное, на первый взгляд, название для рецензии на новый спектакль. Речь о спектакле «Иванов», который в «Ведогонь-Театре» (Зеленоград) поставил Карен Нерсисян.

Возможно, главное совпадение режиссера Нерсисяна и зеленоградских артистов в том, что никто из них не озабочен основной заботой большинства нынешних художников: судорожно-параноидальными исканиями «новых форм» и «современных смыслов». От которых, и в самом деле, хочется «бежать, как Мопассан бежал от Эйфелевой башни, которая...»

Но не в фамилиях дело — а в способе, в подходе. Любые декларации, титулы, любые предыстории, возраст, наконец, все неважно. Потому что ровно через десять-пятнадцать минут после начала спектакля — все абсолютно очевидно: есть у нас перспектива в очередной «встрече с прекрасным» или перед нами вновь «туфта под камуфляжем». Потому, признаюсь, вышеозначенного срока мне равно хватило для ознакомления со спектаклем мэтра Левитина «Кураж» и с «Циниками» Мариенгофа, Бог весть какими судьбами возникшими в сознании недавнего выпускника ГИТИСа С. Аронина. И что ему эта «Гекуба»? И ему — что, и артистам, и нам тоже?

Пустота бывает агрессивной (как в «Лире» Богомолова), или тупой. Бывает явлена в замысловатости одежд, в вычурности, в мишуре и кривлянии — дела не меняет. «Пусто, пусто, пусто». Моменты смысла — все реже, оттого — все драгоценнее.

Вот приехала живущая теперь в Америке знакомая — театралка и театральный журналист. Приезжает каждый год на один летний месяц, всегда с одним и тем же вопросом: что посмотреть? После некоторого молчания произношу название последней премьеры Погребничко, а дальше — в Зеленоград, либо в Новый драматический, либо к Гульченко в подвал, где никогда не обманут и не подведут. А все остальное — ни-ни! Правда, на этот раз она сумела «подготовиться» еще у себя в Беркли. О чем не поленилась (и денег не пожалела!) позвонить, чтобы поделиться впечатлениями от спектакля Крымова с Барышниковым (каковой мы — спасибо Барышникову! — не увидим). Недоуменно - возмущенным восклицаниям не было конца. Неудивительно — мы-то здесь Крымова нагляделись (и деклараций наслушались!). Пустота, пошлость так очевидны, «диапазон поисков» так однообразен, тосклив и банален, а поди ж, гастроли, успех... Странно все это... Было бы это только мое личное восприятие — стоило бы, видимо, задуматься о собственном соответствии. Но так думают, на самом деле, многие: молодые и не очень, театральные и не вполне...

Оттого столь мне драгоценны редко встречающиеся крупицы смысла. Но: вот дивные «Дни Турбиных» Тани Марек — умные, взрослые, вдохновенные. Казалось бы: все прекрасно, такая замечательно талантливая девочка, с собственным режиссерским взглядом, плюс куча чисто практических умений (когда только успела!), плюс расположенность к подробной работе с актерами... И что в итоге? На Малую Бронную взяли в штат весь курс — кроме нее. Славно! Или — иной совсем пример, герой моей последней публикации Герман Сидаков. Необычный, скромный и интеллигентный (сегодня — не «прокатывает»!) чудом открыл частную школу драмы. Кто его знает? А при этом со сцены Театра Наций — заклинания: ищем таланты! Но они же и в Москве есть — зачем же непременно «ума искать и ездить так далеко»? Я абсолютно, руками и ногами, за провинцию. Но тем, кого «черт догадал родиться с умом и талантом» в Москве — что же, в Урюпинск ехать, чтобы оказаться «замеченными»? А Виктор Гульченко: десять лет «Международной Чеховской лаборатории» — и десять лет гнусного замалчивания. Даже для фестиваля в Мелихово уже не хорош — это как? Да тот же Нерсисян — благо молодой, благо оптимист, благо энергии через край (в этом сезоне — пять спектаклей, от Нижнего Новгорода до Зала Церковных Соборов) — но не пора ли и его «увидеть», его хрупкое суденышко под названием «Старый театр», которое держится его талантом, и верой, и умением увлечь... Но больше-то — ничем!

«Свершив свой печальный круг», возвращаемся к Нерсисяну. Он поставил чеховского «Иванова» и заставил актеров сыграть его — как невероятно страшную пьесу. Мучительную. Безысходную. Беспредельно, безнадежно трагическую. В которой главные герои — Иванов и Сарра находят покой в смерти — как благотворном и долгожданном избавлении от жизни, которая ничего им больше не сулит. Сцена их ссоры в третьем чеховском акте — неожиданна. Сарра — где-то в глубине сцены то возникнет из-за неких условных «колонн», то пропадет из виду за ними, Иванов — на авансцене. Эти несколько разделяющих их реальных сценических метров — словно целая планета: не докричаться, не достучаться... Но — когда, в ужасе от самого себя, Иванов вскрикивает: «Замолчи, жидовка!», потом еще, чтобы добить окончательно (ее — или себя?): «Так знай же, что ты... скоро умрешь... Мне доктор сказал, что ты скоро умрешь...», — Сарра подходит к нему, очень близко, садится на стул рядом с его диваном, долго на него смотрит. Очень долго. В ее взгляде — ненаписанное у Чехова: «Что же с тобой сделалось, если ты — мне — такое — можешь сказать? Мой милый, мой любимый, мой лучше всех — что же это?..» С облегчением — вопрос, у Чехова написанный: «Когда он сказал?» С надеждой, почти с радостью. Потому что — а теперь жить зачем? И — чем? И — для чего? Смерть — как избавление от жизни...

Нечто схожее происходит в финале с самим Ивановым, и оскорбление из уст доктора Львова воспринимает он ровно так же, как восприняла Сарра им самим нанесенное оскорбление: как поставленную долгожданную точку. После которой — ничего не надо и ничего нельзя. Как прекращение всех метаний и терзаний, как обрыв, с которого — смертельный и блаженный прыжок в пропасть. Может быть — как полет... Освобожденный от земных уз и пут.

В роли Сарры — приглашенная актриса Елена Шкурпело, когда-то стоявшая у истоков «Ведогонь-Театра», но очень давно не выходившая на его сцену. Завораживающе притягательная своей угловатостью, некой «неправильностью» она смотрится диковинным созданием, печальной (а поначалу — грандиозно счастливой, только этого нам не покажут) судьбы, оказавшейся пленницей и заложницей. Очень страшен ее взрыв — еще страшнее с трудом дающееся спокойствие. А когда доктору Львову произносит «апологию Николая» — нелепа и восхитительна!

Павел Курочкин в роли Иванова. Первое слово, которое приходит в голову: незнаком. Нет его привычной чудесной открытости, детской наивности, что так открывает сердца и в его сценических, и в человеческих проявлениях. Почти никогда не поднимающий глаз человек. Неприятный, необаятельный, не располагающий к себе. Человек — омут, человек — трясина, вносящий тревогу и смуту во всех и каждого, кто попадает в орбиту его внимания. Замучивший себя и мучающий других. В самом резком его самобичевании всегда есть и самолюбование тоже. Говорит — словно бы скороговоркой, как будто стремится быть — не услышанным и не понятым. Впрочем, он и других слушает — не слыша. Главная интонация спектакля — лихорадка! — в нем больше всего ощутима. Если глаза и поднимает — то взгляд немигающий и словно бы невидящий. Загнан в угол жизнью, другими, — больше всего самим собой. Фраза, обращенная им к Лебедеву: «Паша, что со мной?» — это такой ужас... При этом — почти воочию слышишь — не существующее в чеховской пьесе, гамлетовское: «Но играть на мне нельзя...» Его трагедия в том, что «играют» на нем не другие — он сам. Когда-то Яновская назвала свой спектакль «Иванов и другие». Этому Иванову «другие» страшны в последнюю очередь — а в первую — он сам. Искалечивший и уничтоживший самого себя. Павел Курочкин играет в Иванове — смертельно раненого человека. Его выстрел в финале — не более как пустая формальность, дань сюжету.

Спектакль сложился из множественности актерских удач.

Петр Васильев в роли графа Шабельского, в этих коротеньких брючках, и в финальной сцене «с чужого плеча» тоже не фрак, а фрачок. Жалкий, злобный, несчастный, антипатичный, вызывающий сострадание... Абсолютно чаплинская пластика — легкость на грани истеричности... И его всплеск в финале — то ли окончательный слом, то ли, совсем наоборот — неожиданный взлет... Резкий, неожиданный... «Жидовочку вспомнил...» Единственного здесь человека, кто был к нему добр... Конечно, возникает ассоциация с горьковским Бароном — при том, что в спектакле «На дне» Васильев играет вовсе не его, а Сатина, где все другое, совсем другое.

Впервые столкнувшись с актерами «Ведогонь-Театра», режиссер Нерсисян словно бы пошел поперек их уже сложившихся амплуа, — точно и убедительно открыв в них иные умения и иные краски.

Дмитрий Лямочкин — столь же небанален в роли Лебедева. Актер великолепной стати, словно самой природой предназначенный на роли первых любовников, удачников и победителей, — он может с невероятным шиком и смаком рассказывать про какие-то кулинарные изыски (сидеть в первом ряду — просто мука, слюнки текут от этого актерского пиршества!) — а может быть нестерпимо униженным, растоптанным, раздавленным, придавленным. Актер играет и абсолютную убедительность конкретного человека, но и весь тот гигантский объем, что заложен Чеховым в этой конкретности, объем, не уступающий масштабу самого Иванова. Именно ему «поручает» режиссер завершить спектакль, поставить в его трагедийном звучании неожиданную, Чеховым не написанную, точку. После выстрела — затемнение, потом — резкий свет, звучит разухабисто-неуместная «Кукарача». Посреди сцены, сидя на стуле, Лебедев, с привычным возгласом: «Гаврила!» — в переводе «Водки!» И помянем, и горе зальем и запьем, и забудем...

Успех спектакля — это и целая россыпь комических ролей. Роскошны актрисы: Наталья Табачкова (Авдотья Назаровна), Ольга Львова (Бабакина), Наталья Тимонина (Зинаида Савишна). Лицедейски шикарны актеры: Вячеслав Семеин (Боркин), Антон Васильев (Косых), Александр Казаков (Гаврила).

Главный художник «Ведогонь-Театра» Кирилл Данилов построил дом, в котором что-то от сцены «старого МХАТа», что-то от «Иванова» Ефремова-Боровского... При этом, это, конечно, «дом, который построил Кирилл», с пристрастием к мельчайшим деталям и фантастической способностью придавать крошечной сцене «Ведогонь-Театра» масштаб и перспективу, с сочетанием подробности и пунктирности. Сочетанием, которым он, как мне кажется, особенно с Нерсисяном совпал.

Вот так, господа «авангардисты»: и «старая пьеса», и вроде бы «на старый лад»... Впечатление — грандиозное. Вам — не снилось. Потому что делом надо заниматься. Делом — а не собой.
Иванов