Пресса

«Иванов» на фестивале «ПостЕфремовское пространство» в музее-заповеднике «Мелихово»

22 сентября – второй фестивальный день, подаривший любителям театра подлинное Открытие. Открытие московского «Ведогонь-театра»… Казалось бы, чего ждать в дождливый день от чеховского «Иванова» при всеобщей театральной тенденции ставить пьесы Антона Павловича (в том числе комедии) с буквально-таки трагедийным пафосом?.. Московские гости фестивального Мелихово не оправдали ожиданий в самом лучшем смысле этого слова.

Пространство Театрального двора (напомним – он полностью сложен из бревен) и декорация художника Кирилла Данилова оказались словно созданными друг для друга, и подарили зрителю ощущение присутствия в подлинной усадьбе чеховских времен. «Подглядывать» за героями «Иванова», несмотря на весь «нуар» авторского сюжета, оказалось невероятно захватывающим занятием, кода не только ни разу не хотелось отвести взгляда, но и хрестоматийные драматические коллизии начисто вылетели из головы – столь удивительную, неожиданную, захватывающую «вязь» действия героев выстроил режиссер Карен Нерсисян. Отнесясь к каноническому тексту бережно, не «шаманя» с формой, сделав первостепенной классическую традицию театра переживания, он, тем не менее, выстраивает совершенно нового, неожиданного «Иванова». «Иванова» стремительного, лёгкого (сколько же труда и воли нужно приложить, сколько тончайших «петелек» соединить с «крючочками», чтобы превратилась в лёгкое дыхание эта исполненная последним тяжелым вздохом умирания драма!). «Иванова», несущего людям Свет. Свет от подлинного искусства, когда сходится всё: гений автора, подлинный фанатизм творчества постановщиков и артистов и мастерство высочайшего уровня.

Удивительно точное попадание всех артистов в чеховские типажи и их ювелирная работа над образами и во взаимодействии с партнером вызывают забавное, несколько непрофессиональное для критика желание «носиться» со спектаклем «Ведогонь-театра» как с артефактом, показывая коллегам, режиссерам, актерам: «Смотрите! Вот вам хрестоматийный пример, как надо ставить Чехова! Как вообще надо ставить! Играть! Любить свою профессию!»… Несколько переведя дыхание, хочется просто, чтобы о таких театрах, как московский «Ведогонь», о таких постановщиках, как Карен Нерсисян, узнало как можно больше людей. Чтобы мастера, создающие и лелеющие трепетный огонь Живого Театра всегда были увидены и услышаны.

Спасибо VI Международному театральному фестивалю «ПостЕфремовское Пространство» за поистине потрясающее открытие!

Анна ХОРОШКО
Иванов