Пресса

В сумерках

Журнал «Страстной бульвар» 2012 г.

Театр «Ведогонь», что в Зеленограде, последовательно обращается к пьесам А.Н.Островского, справедливо полагая, что они равно интересны зрителям и крайне полезны артистам. Только в последнее время здесь воплощены «Доходное место» и «Таланты и поклонники».

Теперь на афише – «Бесприданница», для которой режиссер Павел Курочкин нашел, как всегда, свое решение, живое и свежее.

Камерное пространство сцены художник Кирилл Данилов замыкает высоким забором из узких сизого цвета жердей, за которыми едва угадывается возможность иной жизни – свободной, смелой и чистой. Но, чтобы увидеть «иные берега» надо подняться куда- то наверх, а здесь, перед глазами, лишь затхлый сумрак да ажур стальных решеток двух маленьких балконов по краям.

Эпиграфом драматической истории звучит удивительно уместный старинный романс «Ах, когда б я прежде знала, что любовь несет беды…», который поет сама Лариса Дмитриевна, показавшись в центре распахнувшегося на мгновение забора.

Бесприютность героини, трагедия беззащитного существа заявлены сразу с исчерпывающей точностью. Молодая артистка Наталья Третьяк тонко чувствует природу Ларисы, неизбежность ее краха.

Эпиграф логично смыкается с итогом: «Я любви искала и не нашла…» -- говорит она перед своей гибелью Карандышеву, которого артист Вячеслав Семеин видит персонажем трагикомическим. Присвоив право на чужую жизнь, он особенно нелеп и жалок.

Объясняясь Ларисе в любви, навязывая ей свое общество, все эти «искатели» с нею одинаково жестоки. Никто не видит в ней человека -- ни Вася Вожеватов Ильи Роговина, ни Кнуров Павла Грудцова. Первый явно трусоват, а второй даже говорит как-то нехотя, не слишком затрачиваясь, то ли по брезгливости, то ли под гнетом тяжких дум. Обоим, однако, хватает цинизма играть на судьбу Ларисы в орлянку.

На маменьку тоже надежды мало. Харита Игнатьевна в исполнении Лилии Шайхитдиновой дама яркая и хитрая, но, будучи сугубой эгоисткой, прежде всего занята собой, умело выдавая суетность за деловитость.

Чего уж говорить про тетку Карандышева халду Евфросинью Потаповну, с ее хамскими ухватками и горластостью торговки.

Героиня Натальи Табачковой доживет, пожалуй, до коммуналок Зощенко, где сможет неплохо устроиться.

Другой персонаж «второго плана», еще не вовсе спившийся артист Робинзон, остроумно и сочувственно сыгранный Дмитрием Лямочкиным, наблюдает за происходящим со стороны, ни на что существенное не решаясь.

Объект мечтаний Ларисы Дмитриевны, молодой судовладелец Сергей Сергеевич Паратов в исполнении Алексея Ермакова явлен типом привлекательным, но природно черствым, у которого все ходы просчитаны надолго вперед. Это тоже классический

тип эгоиста. Жертвенно любить такой человек не станет. В нем многое определяется вкусом к риску, и на Ларису он смотрит как на предмет интересного себе риска, но всегда готов подавить всплеск опасных для дела эмоций и, подобно другому герою Островского, «из бюджета не выйдет».

То, что Лариса – вещь, на которую сделана ставка, ей говорит не Паратов (он для этого слишком хорошо воспитан), а патологически простодушный Карандышев, от которого она, как благо, принимает смерть, поскольку отныне ей попросту незачем и нечем жить в душных сумерках одиночества.

Александр Иняхин
Бесприданница