Наш сайт использует cookie
Наш сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. С политикой конфиденциальности можно ознакомиться здесь.
Наш сайт использует cookie
Настройки
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены. Другие файлы cookie можно настроить
Обязательные cookies
Всегда включен. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться веб-сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка параметров конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Аналитические cookies
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используются наши веб-сайты или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или чтобы помочь нам настроить наши веб-сайты под вас. Мы используем Яндекс.Метрику и VK pixel
Пресса

Уроки истории "Ведогонь-театра"

В Зеленоградском драматическом «Ведогонь-театре» (Зеленоградский административный округ Москвы) состоялась премьера спектакля «Царь Федор Иоаннович» по пьесе А.К.Толстого. Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Александр Кузин, художник-постановщик – Кирилл Данилов, в роли царя Федора – заслуженный артист России Павел Курочкин.

Зеленоградский драматический «Ведогонь-театр», в конце сентября распахнувший свои двери после долгого перерыва на реконструкцию, показал уже не один премьерный спектакль. Первый из них, открывший сезон, — «Доходное место» А.Н.Островского — встречен публикой очень тепло, да и в самом деле оказался хорош игрой, декорациями, музыкальным оформлением.( Режиссер – засл.арт.РФ Павел Курочкин, художник – Кирилл Данилов, композитор – Кирилл Волков). На Островском всегда хорошо видны актерские способности, это возможность сыграть яркие роли и двигаться дальше в постижении профессии. Актеры «Ведогонь-театра», занятые в спектакле, были, что называется, на своих местах, в свойственном каждому из них амплуа. Хочется особо отметить молодых актеров Вячеслава Семеина (роль Белогубова) и Светлану Лызлову (роль Юлиньки), их свежий и яркий комический дар.

Второй крупный спектакль представляется сложной задачей — и по исходному материалу, и по сценическим возможностям. «Царь Федор Иоаннович» — пьеса, являющаяся центральной частью исторической трилогии А.К. Толстого; действие связано с трагическим периодом истории России конца XVI века. Нет нужды пересказывать ее содержание — тот, кто неравнодушен к русской литературе и истории отечества, хорошо знает это произведение и способен оценить глубину нравственных и философских вопросов, затрагиваемых в нем. А критическая и политическая подоплека там таковы, что пьеса подвергалась еще при жизни автора жестоким гонениям цензуры — она была поставлена лишь через 30 лет после опубликования, и вовсе не императорскими театрами.

В новые времена «Царя Федора Иоанновича» играли не однажды — в МХАТе, Малом и других театрах. Продолжают играть и сейчас. Но если крупные столичные театры располагают художественными возможностями, чтобы показать большое пространство (хотя бы площадь или мост через Яузу), то у «Ведогоня» таких просторов нет, а есть очень скромных размеров сцена. И тем не менее, пользуясь малыми (но весьма выразительными) изобразительными средствами и минимальными декорациями, в спектакле удалось воссоздать пространство истории. Это в первую очередь заслуга приглашенного для постановки известного театрального режиссера Александра Кузина. Было ощущение российской протяженности, почти физическое ощущение творимой на глазах истории, ее трагичности и неотвратимости.

Пьеса воспроизводит картину политической борьбы конца XVI века: после смерти Ивана Грозного — царь Федор Иоаннович — преддверие гражданской войны, правления Бориса Годунова; Смутное время. Но суть спектакля намного глубже. Как правило, театры трактовали пьесу как трагедию царя доброго, совестливого, религиозного, но слабого, на грани душевного расстройства и не способного править страной. Но в постановке «Ведогоня» интересна как раз нетрадиционная трактовка образа — исполнитель роли Федора Иоанновича, художественный руководитель театра, заслуженный артист РФ Павел Курочкин играет вовсе не слабоумного и безвольного (хоть видимой воли у его героя и нет) государя, но — высокую душу, сознающую всю тяжесть и весь грех власти, и еще при жизни переживающего несоответствие земного и небесного. Он, пытаясь примирить всех и вся, как бы принимает на себя вину за то, что было и что будет, — за интриги бояр, за страшную смуту, за будущий упадок веры; он прозревает долгие бедствия, кровь и слезы. Это трагическое и бессильное прозрение, это тяжкое бремя власти, эту обреченность Павлу Курочкину удалось передать точно и сильно.

Борис Годунов в исполнении Петра Васильева — неоднозначная харизматическая личность. Она не имеет ничего общего со школьным представлением о плохом и злом интригане, убившем наследника престола царевича Димитрия (что, кстати, так и не было доказано). В интерпретации актера Годунов — опытный, непроницаемый, сосредоточенный, хорошо знающий себе цену человек. Государственник. Он вкрадчив и напряжен, осторожен, но тверд. Он прошел значительную часть пути, фактически правит государством, но готов к прыжку над пропастью — к провалу. Это тоже трагическая фигура, хоть и совсем иного рода, чем царь Федор. Эта роль построена более не на словах, а на молчании. Петр Васильев играет ее нюансами, полутонами, непроницаемой маской — но за ней угадываются большая внутренняя сила и напряжение.

Хороши в этом спектакле и Александр Бавтриков, играющий открытого, темпераментного — в противовес Годунову — князя Ивана Петровича Шуйского; и Наталья Тимонина — царица Ирина Федоровна — тихая, молчаливая, скрывающая ту же обреченность, все понимающая и принимающая.

Было ощущение, что спектакль потребовал от актеров «Ведогонь-театра» (даже исполняющих эпизодические роли) большого душевного напряжения, но они оказались способны сыграть эту драму полноценно — к концу ее волнение и напряжение возрастают.

…Классика не только дает нам эстетическое наслаждение, но и будит память о «нравственном законе внутри нас». Историческая драматургия еще и заставляет задуматься над нашим прошлым и производным от него настоящим. Этот спектакль, как мне кажется, имеет недвусмысленную художественную и нравственную идею, которая не внедряется насильно, а показывается плавно, через игру света и тени. Это некое разъяснение — даже несведущим, далеким от политики людям — где сила, где правда, где бесправие, где варварство, где закон, где предательство. И еще — при понимании всей жестокой и кровавой логики истории все-таки утверждается мысль, что если и есть настоящая сила власти, то она не в тюрьмах и казнях, а в прощении и милосердии.

Юлия Кравченко (журналист Zelenograd.ru)