Пресса

Движение времени: Фестиваль «Молодые театры России»

Газета «Культура», 3-9 декабря 2009 г., выдержки из статьи

«… Однако главным и (что особенно важно) поучительными событиями фестиваля, на мой взгляд, стали два спектакля, два полюса сценического искусства – трагедия и комедия. Один сыграли на открытии, другой – в финале. «Царь Федор Иоаннович» «Ведогонь-театра» из московского Зеленограда – событие в сценической судьбе этой, еще затаившейся внутри себя, пьесы. В постановке Александра Кузина история предстала как результат пересечения объективно складывающихся обстоятельств, личных интересов ее участников, и в значительной мере их человеческих качеств, способности оказаться на уровне возникших проблем. Человек здесь – и двигатель, и жертва исторического процесса. В спектакле нет ни традиционной пышной зрелищности «боярской пьесы», ни модного осовременивания ее обстановки и персонажей. Внешний аскетизм и пристальность психологического исследования создают строгую, подвижную атмосферу спектакля. Павел Курочкин играет Федора подробно и тонко, как он играл бы героя из чеховской пьесы, и в то же время это психология не бытового, а исторического поступка. Великолепная актерская работа, способная украсить фестиваль любого масштаба.

Второй спектакль – «Ханума» Театра под руководством Сергея Афанасьева из Новосибирска. <…>

А в чем поучительность этих примеров? Дело в том, что оба эти театра – плод личных усилий их создателей, их стремления не просто иметь сове театральное дело, а то, которое выразит твое собственное, ни с кем не согласуемое, понимание сценического искусства. В них вложена не только профессия, но – целая жизнь. Замечательный актер Павел Курочкин отказался от борьбы за карьеру в каком-нибудь большом, но чужом театре, и долго шел к своему, создав практически на столичных выселках уже завоевавший известность «Ведогонь-театр».

… Не так ли начинались великие сценические реформы во времена молодого Художественного театра или, уже на наших глазах, «Современника»?

Римма Кречетова