Пресса

От «Золотой Маски» до «Золотого Витязя»

Зеленоград, вообще-то, это Москва. Но верится с трудом, когда стоишь в пробке на мосту перед Химками, толкаешься на эстакаде и, наконец, спустя час-полтора добираешься до Зеленограда. Видишь: на площади высится здание, горят огни "Ведогонь-театр". Заходишь внутрь и понимаешь: обитаемый остров. Другое пространство. Идеальный театр! Зал на 100 мест. Сцена на расстоянии вытянутой руки - все слышно, все видно. И всегда аншлаг - ибо в Зеленограде 200 тысяч жителей, а театр - один, единственный!

Премьера 2013 года - "Васса" Горького, причем первый вариант, совершенно неизвестный зрителю. В центре спектакля - семья, в которой мать приказывает убить внука, невестка гуляет с дядей, сыновья моральные идиоты, а дочь душит мать подушкой. Ужас?! Да нет. Зритель спокоен. В программе "Пусть говорят" каждый день мы видим истории не менее кровавые. Привыкли. Только удивление - какой же Горький актуальный. На все времена. И плакать-сострадать не хочется. Не выжимает режиссер Анатолий Ледуховский из нас слезу. Трезвая констатация: миром движет жажда завоевания и похоти. Отнять деньги, испытать физиологическое удовольствие - и больше человеку ничего не надо. Максим Горький писал: "иногда человек глупость свою принимает за совесть". На этом спектакле будто прозреваешь: видишь очевидные вещи как под микроскопом...

Весной этого года спектакль "Васса" получил "Золотую маску". Он действительно внешне очень "золотомасочный" - яркая режиссерская форма, много придумок, актерам дан контрастный рисунок - они плачут и "кикиморочно" хохочут практически одновременно.

В третьем акте вдруг попадают в итальянский сериал про мафию, и мир на сцене стремительно меняется во времени и пространстве...

В этом сезоне спектакль "Васса" - в конкурсе "Золотого Витязя".

Золотая Маска и Золотой Витязь - как А и Я российского театра. Две стороны медали. Разные и непересекающиеся. Там - неоправданное новаторство. Здесь - традиционный консерватизм. Там - моральные эксперименты. Здесь - жесткие нравственные идеалы. Но есть странные спектакли, которые попадают и на тот, и на другой фестиваль и везде - ко двору. Потому что настоящее искусство - вне рамок и вне форматов.

Марина Меркулова

Александр Мягченков

Медиа-проект АRТИСТ
Васса